Методическая копилка классного руководителя

 

НАША ШКОЛА

 № 107

 

Мы не выбираем - выбирают нас!

 

Методическая копилка классного руководителя

 

Бобрева Л.В. Классный руководитель

5 - б класса МОУ СОШ № 107

г. Челябинска

 

 

Первое родительское собрание в 5-ом классе должно решать

2 задачи :

 

1.     Познакомить родителей пятиклассников с классом, классным руководителем, педагогами школы, а самих родителей друг с другом, если они не знакомы.

2.     Помочь подготовиться родителям к изменению статуса ребенка в семье и пониманию значимости перехода ребенка в новые условия учебной деятельности.

 

Форма работы – торжественное собрание.

 

Вопросы для обсуждения:

 

1.     Самопредставление классного руководителя учеников.

2.     Визитная карточка семьи пятиклассников.

3.     Знакомство со службами школы.

4.     Мини – лекция. Законы воспитания в семье. Какими им быть ?

5.     Анкетирование родителей по теме собрания.

6.     Родительский тренинг « Ребенок в глазах родителей».

 

Подготовительная работа к собранию

 

1.     Подготовка классным руководителем рассказа о себе.

2.     Подготовка родителями визитных карточек семьи.

3.     Письмо – обращение от имени учеников к своим родителям.          

 

Полезная информация

 

Пятиклассники должны : 

      

-         уметь общаться с одноклассниками, иметь свое мнение и формировать его с учетом мнения других, уметь поддерживать отношения

-         уметь правильно распределять и планировать свое время, проявлять самостоятельность в своих делах и в случае необходимости обращаться за помощью взрослых

-         стараться учиться, стремиться овладевать знаниями, уметь заниматься самостоятельно

-         уметь дружить, иметь постоянного друга, общаться с мальчиками и девочками, самостоятельно разрешать возникающие конфликты

-         иметь постоянные обязанности дома, выполнять их без напоминания, помогать родителям

-         уметь общаться с продавцом, врачом и т.д.

-         уметь предвидеть последствия своих действий, делать безопасный, правильный выбор.                                                                                                                                               Пятиклассник   постепенно начинает сам контролировать свою учебную работу, появляется самоконтроль. Ребенку необходим так называемый пооперационный контроль за процессом учебной деятельности. То есть, необходимо наблюдать за правильным выполнением всех операций, а не только смотреть на конечный результат работы. Ребенок должен учиться сам контролировать процесс учебы, только тогда у него сформируется такая важная психическая функция, как внимание. 

 

Гиперактивные дети

 

К гиперактивным детям относятся импульсивные, невнимательные, часто отвлекающиеся, суетливые ученики, которые не могут спокойно сидеть на месте. У таких детей может быть высокий интеллект, но  нередко возникают проблемы в обучении и в общении с окружающими. Гиперактивные  дети сами страдают от своего характера, поэтому им нужна постоянная психологическая поддержка и, конечно, в первую очередь со стороны родителей.  Необходимо помнить, что такой ребенок будет делать только то, что вызывает у него интерес, и только до тех пор, пока ему не надоест. Поэтому нужно во время переключать ребенка с одного вида деятельности на другой.

Правила работы с гиперактивным ребенком:

-          работайте с ребенком в начале дня

-         оставайтесь хладнокровными

-         не перегружайте

-         делайте перерывы в работе ( игры – разрядки, физкультминутки )

-         не придирайтесь, снизьте требования к аккуратности

-         чаще садитесь рядом с ребенком

-         договаривайтесь заранее о нужных делах

-         четко и понятно инструктируйте ребенка

-         чаще  поощряйте, хвалите ребенка и очень осторожно наказывайте

-         давайте ребенку право выбора.

 

Ход собрания

 

Собрание проходит в классе, в котором учатся дети. Кабинет празднично оформлен ( его можно украсить рисунками пятиклассников ). На школьной доске – фотографии выпускников, которые учились у данного классного руководителя добрые пожелания пятиклассникам и их родителям. Уместно использовать хорошую музыку, связанную с темой торжественного собрания. На школьной доске можно поместить плакат, который станет эпиграфом первой встречи родителей и классного руководителя.  

         Люди вместе могут совершить то, чего не в силах сделать в одиночку: единение умов и рук, сосредоточение сил может стать всемогущим.

                                                                          Д. Уэбстер

 

         Лучше зажечь свечу, чем всю жизнь проклинать темноту.

 

                                                                           Ф. Абрамов.

 

Вступительное слово классного руководителя

 

Окончена начальная школа, ваши дети повзрослели, у них начинается новая, интересная взрослая жизнь. Какой она будет – во многом зависит не только от школы, но и от пап и мам. Очень хочется, чтобы новая жизнь ваших детей не отдалила вас друг от друга, а наоборот сблизила, сделала вас хорошими друзьями. Много будет трудностей у ваших детей, но не меньше будет радостей и побед! Очень хочется, чтобы вы бережно относились к большим огорчениям и маленьким радостям ваших детей, знали о них и помогали детям переживать трудные минуты их жизни.

В который раз все мы вместе будем учиться преодолевать трудности, учиться падать. Набивая как можно меньше шишек, учиться радоваться успехам своих собственных детей и победам их сверстников.

Мы, педагоги, открыты для общения, наши школьные специалисты дадут вам квалифицированную консультацию, вы всегда получите в школу исчерпывающий ответ на самый, казалось бы, неразрешимый вопрос.

В первую очередь, для вас всегда открыты двери кабинета директора, его заместителей, всех людей, которым поручено помогать семье в воспитании детей.         

 

Самопредставление классного руководителя

 

1.     Рассказ о себе, о выборе профессии педагога.

2.     Рассказ о выпускниках своих учеников, о планах на будущее в работе с новым классом.                                                                                   

Очень интересно проходит на родительском собрании – встрече представление семей. Это своего рода визитная карточка каждой семьи. Желательно записать такие визитные карточки на магнитофон. Классному руководителю будет важно проанализировать мини – рассказы о семье. Эта работа позволит сразу определить особенности семей, степень их открытости, систему семейных  ценностей и взаимоотношений.

         Визитная карточка –представление проходит по следующему плану:

1.     Фамилия, имя, отчество родителей.

2.     Возраст родителей, день рождения семьи.

3.     Интересы семьи, увлечения.

4.     Традиции и обычаи семьи.

5.     Девиз семьи.

 

 

 

 

 

 

        

 

16 февраля 20010 года в МОУ СОШ № 107  города Челябинска проводился семинар классных руководителей по теме « Нетрадиционные формы работы с родителями ».

С докладом выступил педагог школы Бобрева Лариса Владимировна , классный руководитель 5-б класса.

Один из главных аспектов воспитательной работы классного руководителя – это работа с родителями.  Как же управляться с детьми? Вспоминаются  прекрасные слова индийского ученого – педагога : «Обращайтесь с детьми как с цветами.  Пусть растут естественно.  Только вместо воды и удобрений давайте детям вволю любви. И никогда не может быть чрезмерной… терпеливости.        Любовь и терпение  - вот что помогает росту».

Нельзя заставить расти ребенка. А ведь большинство родителей настолько беспокоится за своих детей, что пытается подтолкнуть их развитие. Ничего кроме вреда, это не дает. Роль родителей в развитии ребенка должна ограничиваться помощью в усилиях самого ребенка. Нельзя заставить расти. Развитие всегда дело трудное. Даже для самых хороших – и в любом возрасте.  И речь не только о физическом развитии:  развитие духовное еще более важно.  И на это требуется много времени. Не стоит торопиться.

К  сожалению, родителей сегодня нигде не учат, как надо правильно воспитывать детей. Значит, особую значимость должны иметь родительские собрания, где педагоги говорят о «малой» педагогической мудрости, которая необходима и молодым родителям, и бабушкам, и дедушкам.        

  

 

Письмо – обращение 

к самым близким и дорогим людям – моим родителям

 

1.      Не портите меня. Я прекрасно знаю, что не должен получать всего, о чем прошу. Я просто проверяю вас.

2.      Не бойтесь проявлять твердость по отношению ко мне. Я предпочитаю это. Это позволяет мне знать меру и место.

3.      Не применяйте силу в отношениях со мной. Иначе это научит меня думать, что сила – это все, что имеет значение. С большой готовностью я восприму ваше руководство мной.

4.      Не будьте не последовательны. Это сбивает меня с толку и заставляет пытаться «выйти сухим из воды» во всех возможных случаях.

5.      Не давайте пустых обещаний. Это подорвет мое доверие к вам.

6.      Не поддавайтесь на мои провокации, когда я говорю и делаю вещи, которые огорчают вас. В противном случае я снова буду пытаться добиться такой «победы». 

7.      Не огорчайтесь, если я говорю, что ненавижу вас. Просто я хочу, чтобы вы пожалели о том, что вы сделали по отношению ко мне.

8.      Не заставляйте меня чувствовать себя малышом. Я компенсирую это тем, что буду вести себя так, как будто я - «центр Вселенной».

9.      Не делайте для меня и за меня то, что я могу сделать для себя и за себя сам. Если это произойдет, я буду требовать, чтобы вы обслуживали меня всегда.

10.                        Не обращайте внимания на мои глупые выходки. Ваше повышенное внимание поможет их закрепить.

11.                        Не делайте мне замечания в присутствии других людей. На замечания я буду реагировать лишь наедине, без посторонних.

12.                        Не пытайтесь меня поучать в конфликтной ситуации. Я все равно ничего не услышу, а если  услышу, то не стану реагировать. Поговорите со мной тогда, когда ваш гнев уступит место здравому смыслу.

13.                        Не пытайтесь меня все время поучать. Вы удивились бы, узнав, как хорошо я знаю, что такое «хорошо» и что такое «плохо».

14.                        Не заставляйте меня считать, что ошибки, сделанные мною, - это преступление. Я должен научиться  делать ошибки, не думая при этом, что я ни на что не годен.

15.                        Не придирайтесь ко мне и не ворчите. Иначе мне придется притвориться глухим, чтобы как – то защититься.

16.                        Не требуйте от меня объяснений по поводу моего плохого поведения. Я действительно не смогу ничего объяснить. Если вы сможете это понять, я попытаюсь сам себе и вам все объяснить, но на это надо время.

17.                        Не испытывайте слишком сильно мою честность. Меня легко испугать, при этом я начинаю врать.

18.                        Не забудьте, что я развиваюсь, а значит – экспериментирую. Таким образом я учусь. Примиритесь, пожалуйста, с этим.

19.                        Не оберегайте меня от последствий моей деятельности. Мне необходимо учиться на собственном опыте.

20.                        Не обращайте внимания на мои маленькие недомогания. Я могу научиться  получать удовольствие от своего плохого здоровья, если благодаря ему я буду в центре вашего внимания.

21.                        Не отмахивайтесь от меня, если я задаю вам честные и прямые вопросы. В противном случае вы обнаружите, что я перестал вас спрашивать и ищу интересующую информацию там, где мне ее предлагают.

22.                        Не отвечайте на мои глупые и бессмысленные вопросы. Я просто хочу обратить на себя ваше внимание.

23.                        Никогда не считайте, что  извиниться передо мной – ниже вашего достоинства. Ваше честное  извинение и признание своих ошибок вызывает у меня по отношению к вам удивительно теплые чувства.

24.                        Никогда не утверждайте, что вы совершенны и непогрешимы. Иначе мне придется быть достойным слишком многого, а так  не хочется утверждаться в обратном.

25.                        Не беспокойтесь о том, что мы проводим слишком мало времени вместе. Стоит побеспокоиться  о том, как мы с вами его проводим.

26.                        Не позволяйте моим страхам возбуждать в вас тревогу. В противном случае  я действительно испугаюсь.  Демонстрируйте мне ваше мужество и собственную храбрость.

27.                        Не забывайте, что мне нужны ваше понимание и поддержка. Я думаю, что вы и без меня это знаете.

28.                        Относитесь ко мне так, как вы относитесь к своим друзьям. Я тоже хочу быть вашим лучшим другом.

29.                        Не забывайте, ваши добрые мысли и теплые пожелания, которые вы дарите мне щедро каждый день, если не сейчас, то через годы вернутся вам сторицей.

30.                        Помните, что у вас есть самое великое чудо на свете. Это  чудо – Я, ВАШ  РЕБЕНОК !                                                                                     

 

Родителям на  первом родительском собрании, которое проводится в начале учебного года, можно вручить большие разноцветные конверты, в которых находится письмо – обращение детей разных времен и народов к своим родителям.  Взрослым предлагается дома внимательно прочитать полученный меморандум и руководствоваться им в воспитании собственных детей.

 

 

Национальный фонд подготовки кадров. Проекты в сфере информатизации образования.
Курс подготовлен по технологии «Веб-Конструктор для образования».